П р и г л а ш е н и е на открытое лекционное занятие по учебной дисциплине «Современные технологии преподавания русского языка и литературы» ст.преподавателя к.п.н.С.А.Алимсаидовой
01 Декабрь 2016

 Тема: Технология «Развития критического 

мышления через чтение и письмо»
 
Народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. 
Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. 
Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. 
Народная мудрость
ПЛАН:
1. История возникновения технологии критического мышления.
2. Основы развития критического мышления (стратегия ВОР).
3. Активные методы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
 
Цель открытой лекции:
1. Познакомить студентов с технологией критического мышления.
2. Развить умение правильно использовать различные педагогические стратегии на определенной стадии основ обучения (ВОР).
3. Воспитание коммуникативной культуры при использовании данной технологии в процессе подготовки уроков на базе учебной программы и имеющихся материалов по русскому языку и литературе. 
Для достижения поставленных целей открытой лекции  необходимо решить следующие задачи:                
Ø понять и описать активные методы критического мышления;
Ø организовать педагогический процесс так, чтобы знания были углублены знания и пред­ставления о технологии критического мышления.
Ø уметь использовать на уроках различные элементы технологии критического мышления;
Ø развить уверенность в себе и понимать ценность своих мне­ний и идей.
 
Данный проект осуществляется совместно педагогами во всем мире. Целью их сотрудничества является внедрение в педагогику таких методов преподавания, которые способствуют развитию критического мышления учащихся всех возрастов независимо от изучаемого предмета.
Авторы проекта изначально рассматривают «критическое мышление».
Что такое критическое мышление?
Критическое мышление - сложный мыслительный процесс, возможный в любом возрасте, начинающийся с восприятия информации и кончающийся при­нятием решения.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критически мыслить - это мыслить осознанно, аналитичес­ки. Элементарное понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Обладая критичес­ким мышлением, человек знакомится с теми или иными идеями и рассматривает возможные последствия их реализации.
Данная технология позволяет использовать отдельные приёмы, соединять их в уроке или использовать как фрагмент занятия. Технология направлена на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами.
 Основополагающий принцип технологии - не выполнять за человека то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения самостоятельно, разбудить личностную активность, чтобы был самостоятельный выбор, за который необходимо нести ответственность.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. 
В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). 
В основу ее положены идеи и положения теории:
Ø Ж.Пиаже, Д.Дьюи об этапах умственного развития ребенка; 
Ø Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; 
Ø К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления;
Ø Э.Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др.
Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии РКМЧП, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приёмы и критерии оценки результата. 
В России впервые технология критического мышления была освещена в журналах  «Перемена», «Новое образование».
Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе. «Переложенные» на язык практики идеи технологии РКМЧП звучат следующим образом: Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. 
Один из авторов технологии развития критического мышления через чтение и письмо Дэвид Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление?», считает, что не каждый вид умственной деятельности можно отнести к критическому мышлению. Такие важнейшие мыслительные операции как запоминание и понимание идей являются необходимыми предварительными условиями для критического мышления, однако сами они даже в своей совокупности критического мышления не составляют. 
Определение критического мышления Дэвида Клустера включает в себя пять пунктов: 
1) Критическое мышление есть мышление самостоятельное. 
2) Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. 
3) Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решать. 
4) Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. 
5) Критическое мышление есть мышление социальное. 
Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Применяемые средства позволяют работать с информацией в любой области знания, следовательно, использовать их можно на любом предметном материале.
Учитель является координатором образовательного процесса, но в первую очередь он соучастник единого образовательного пространства. Он не имеет права на резкие оценки и отрицательную критику. 
Остановимся подробнее на приёмах данной технологии, применяемых на уроках русского языка и литературы. В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» используется базовая модель изучения: вызов; осмысление; размышление-рефлексия. Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо состоит из трёх этапов (стадий):
СТАДИЯ ВЫЗОВА
(evocation stage - активизация получен­ных прежде знаний)
Первый этап работы в нашей технологии называется стадия вызова (evocation stage). С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие «создание мотива к обучению». 
Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как мож­но меньше, и давал больше возможности говорить учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника и заставлять учащихся думать, при этом внимательно выслушивая соображения учащихся.
На первой фазе осуществляется несколько познавательных видов деятельности: 
Во-первых, обучаемый активно участвует в восстановлении того, что он знает о данной тематике. Это застав­ляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую они начнут разбирать во всех подробностях.
Вторая цель фазы вызова - активизация обучаемого. Участие становится активным тогда, когда учащийся целенаправленно думает, выражает свои мысли собственными словами. Демонст­рация знаний (себе и партнеру) происходит при активной мыс­лительной деятельности с помощью устной или письменной речи. Таким образом, полученные знания выводятся на уровень осоз­нания и становятся базой для усвоения нового знания.
На третьей стадии вызова вызывается интерес и определяется цель рассмотрения предлагаемой темы.
Американский исследователь Пирсон (1991), предложил, что определением понимания является «получение ответов на свои вопросы».
Все это так. Вместе с этим технология РКМЧП предлагает разнообразный набор приёмов и методов для осуществления этого этапа работы. Стройная система приёмов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и её сочетания с парной и групповой работой.
Деятельность учителя: Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. 
Деятельность учащихся: Ученик “вспоминает”, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. 
Возможные приёмы и методы:
ü составление «корзины идей»;
ü древо предсказаний;
ü предположение по ключевым словам;
ü графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; 
ü денотатный граф;
ü верные и неверные утверждения;
ü перепутанные логические цепочки и т.д.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ 
(realization of meaning - усвоение ново­го содержания)
Вторая стадия называется осмысление содержания (realization of meaning). Нередко те учителя, которые используют в работе технологию РКМЧП, уменьшают долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом. Более того, они предлагают учащимся (особенно в старших классах) альтернативные источники информации. В любом случае, большинство учителей отмечают, что ученики со временем гораздо более вдумчиво начинают читать, слушать, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественного произведения. 
Как часто бывает, на уроке не хватает времени на то, чтобы оценить, что школьники смогли понять и усвоить по теме урока. Учителя полагаются на то, что они смогут сделать это самостоятельно дома.
Деятельность учителя: Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”. 
Деятельность учащихся: Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. 
Возможные приемы и методы:
ü маркировка с использованием значков “v”, “+”, “-”, “?” (по мере чтения ставятся на полях справа);
ü ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
ü поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.;
ü заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал), (плюс, минус, интересно), концептуальных и сводных таблиц;
ü формулирование вопросов;
ü чтение с остановками.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ 
(reflection - закрепление новых знаний)
На следующем уроке идет проверка знаний и умений по пройденному материалу. Вместе с тем третья стадия работы по методике развития критического мышления через чтение и письмо – стадия рефлексии (reflection) необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.
Деятельность учителя: Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. 
Деятельность учащихся: Учащиеся соотносят “новую” информацию со “старой”, используя знания, полученные на стадии осмысления. 
Возможные приемы и методы:
ü заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
ü возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
ü ответы на поставленные вопросы;
ü организация устных и письменных столов;
ü организация различных видов дискуссий;
ü написание творческих работ (синквейны, эссе, хокку, диаманта); 
ü исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Создание среды для развития критического мышления.
Развитие критического мышления - это не простая задача. Это не та задача, которая может быть завершена на опреде­ленном возрастном уровне и забыта. Нет окончательно заданных путей, которые ведут к критическому мышлению. Однако существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критических мыслителей. Так, необходимо:
Предоставить время и возможность для приобретения опы­та критического мышления.
Давать возможность учащимся размышлять.
Принимать различные идеи и мнения.
Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высме­янными.
Выражать веру в том, что каждый учащийся способен на критическое суждение.
7. Ценить проявление критического мышления.
Итак, использование методики вызова, осмысле­ния и размышления дает возможность решать ряд важных задач:
Ø дает возможность учащимся определить цели;
Ø поддерживать активность на уроке;
Ø вызывает продуктивную дискуссию;
Ø способствует тому, чтобы учащиеся составляли и задавали собственные вопросы;
Ø помогает учащимся выражать их собственное мнение;
Ø поддерживает мотивацию учащихся к чтению;
Ø создает такую атмосферу, где уважается любое мнение;
Ø дает возможность учащимся развивать в себе сочувствие к персонажам;
Ø создает условия для размышления о том, что учащиеся ценят;
Ø служит в качестве стимула к переменам;
Ø ряд ожиданий для критической вовлеченности учащихся.
Таким образом, критическое мышление предполагает способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести свое знание и понимание на уровень осознания.
Опорные слова и словосочетания
Технология развития критического развития, проблемная ситуация, учебная проблема, проблемный вопрос, анализ, синтез, гипотеза, стратегии обучения.
Вопросы для контроля
1. С чего следует начать подготовку к использованию технологии критического мышления через чтение и письмо? 
2. Назовите методы и приёмы с применением затрудняющих условий. 
3. Как вы думаете, применимы ли эти методы и приёмы на уроках русского языка и литературы в  общеобразовательной средней школе?
4. Назовите методы группового решения творческих задач. 
5. Каковы особенности использования  приёмов критического мышления на уроках русского языка и литературы?
 
Литература
1. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Т., 2006
2. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителя. М., 1997 г.
3. Кудашева З.К., Магдиева С.С. Методика преподавания литературы. Методическое пособие  для студентов педвузов Т., 2004 г.
4. Активные формы преподавания литературы. Под ред. Р.И. Альбетковой. М., 1991г.
5. Г.А.Балл//Русский язык в школе.-№6.1992.-37с.
6. Оконь В. Основа проблемного обучения.-М.1991.-38-39с.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.1991.-254с.
8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.1992.-115с.
9. Меркин Г.С. Проблема сотворчества на уроках и во внеклассной работе по русскому языку и литературе. Смоленск, 1995 г.
 
 
 
 
Приложение
«Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ. На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам.
Одним из методов демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Эффективен приём «Кластер», который является отражением нелинейной формы мышления. В центре записывается ключевое понятие, рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям “второго уровня”. Второй уровень – несколько любых позиций, которые могут быть рассмотрены в рамках заявленного понятия и т.д.
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» (причинно-следственные диаграммы) помогает структурировать процесс. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова скелета – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
«Корзина идей» – прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все приходящие им на ум ассоциации.
Если необходимо на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал». Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий, представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа. В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.
Для развития умения работать с новым материалом, умения формулировать вопросы используются приёмы: «Ромашка Блума», «Тонкий и толстый вопросы». 
Ромашка Блума состоит из шести лепестков, на каждом написан вопрос. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Вопросы могут быть: простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные, практические. Приём «Толстый и тонкий вопросы» подразумевает вопросы, на которые предполагается либо развернутый, «долгий», обстоятельный ответ («толстый» вопрос), либо однозначный, «фактический» ответ – это «тонкий» вопрос.
Для работы с текстом эффективен приём «Чтение с остановками». При этом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Третий этап – заключительная беседа.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение, требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. 
В технологии РКМЧП японские хокку, синквейн, эссе являются формой письменной рефлексии.
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Хокку – это лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Каждое хокку – это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Оно должно состоять из трёх строчек и 17 слогов, обязательно должно иметь сезонное слово, указывающее на время года или временя суток.
Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Эссе – художественная форма размышления.
Применение современных образовательных технологий открывает множество возможностей, но самое главное в любой педагогической новации, чтобы она позволяла учителям лучше учить, а ученикам – лучше учиться.